Снова в Новый Свет!

Снова в Новый Свет!

(путевые заметки серебряныхмолодожёнов)

Поездка в Крым в Новый Свет планировалась нами за год до события, которое, во-первых, является днём рождения нашей семьи, а во-вторых, знаменует собой 25-летний «серебряный» рубеж. Именно столько лет мы не были в Крыму, так получилось, и это путешествие должно было стать вторым по счёту и возвращением в былое, которое за эти годы претерпело существенные изменения. И только крымские горы, по-видимому, остались неизменными для нашего взгляда.

Наш путь пролегал через город нашей юности Харьков, в котором мы провели несколько дней, окружённые заботой моей мамы и друзей. Далее железная дорога вела нас в Крым и поезд Харьков-Симферополь стремительно мчал нас сквозь ночь, через украинскую степь к Чёрному морю. Раннее утро мы уже встречали на крымской земле и ровная, как стол степь, скоро должна была завершиться вокзалом в столице Республики Крым. Мы недолго бродили по привокзальной площади и уже довольно скоро мчали на видавшем виды Жигулёнке частного извозчика Энвера, который изначально выдавал его за маршрутное такси, чтобы не потерять клиентов, пока мы не увидели его транспортного средства.  Машина явно не тянула на «Газель», но отказываться мы уже не хотели, и цена путешествия нас вполне устраивала. Водитель привёл ещё одну пару отдыхающих, и мы отправились пересечь полуостров в направлении Судака. Дорога не заняла и двух часов. Справа по пути виднелись отроги крымских гор. Попадавшиеся на дороге населённые пункты изобиловали мечетями и минаретами, чего 25 лет тому назад практически не было. Вот одна из примет нового времени. На подъезде к Судаку дорога нырнула в густую зелень лесного массива, над которым возвышались отдельные горные вершины, не поросшие лесом (такие горы на гуцульщине называют «кичеры»). И вот уже замелькали судакские пригороды, и справа по курсу показалась гора очень похожая на птицу, готовящуюся взлететь. Мы спросили у Энвера, как называется эта гора, и в ответ услышали – Сокол. Так вот как выглядит одна из знаменитых новосветских гор при взгляде на неё со стороны Судака. А мы вот вначале и не признали старую знакомую.

Мелькают узкие улицы Судака, показалась Судакская генуэзская крепость и вот мы уже едем по горному шоссе, петляющему между берегом моря и горными склонами и ведущему в Новый Свет! Красота то какая! И сердца переполняются радостью долгожданной встречи с этим прекрасным уголком Крыма. Крутим головами в разные стороны – Сокол, Зелёная бухта, гора Орёл, Новый Свет, судакские сосны, можжевельники, скалы, море…

Вот мы и в Новом Свете. Не сразу удалось найти нужный номер дома, где мы планировали поселиться. Пришла хозяйка, показала наши апартаменты. Нам всё понравилось, и мы остановились здесь окончательно. Поскольку мы приехали из Симферополя утром, то сразу перешли к завтраку на веранде, увитой виноградной лозой с фиолетовыми гроздьями. С веранды открывался великолепный вид: слева возвышается Сокол, а справа – Орёл. Между горами, через крыши домов посёлка синеет морская даль. Первая встреча с морем в Зелёной бухте, где находится городской пляж, произошла в тот же день через несколько часов. Морская волна встретила нас прохладой и лёгким волнением. В последствии мы практически не ходили сюда купаться, а предпочитали довольно неблизкий путь на Царский пляж, который пролегал через заповедный можжевеловый лес и протяжённое ущелье. На этом удалённом пляже было не так людно, место весьма живописное и защищённое от волнения. Это место больше подходило нам и по причине, о которой будет сказано позже. Почему этот уголок Нового Света называется Царским пляжем? Последний русский император отдыхал здесь несколько раз с семейством под охраной доблестного военно-морского флота. А в весьма отдалённые годы Голубая бухта, где и находится Царский пляж, носила название Пиратской всё по той же причине надёжной защиты от шторма. Пиратские суда обычно пережидали здесь непогоду и попросту прятались. Из бухты открывается отличный обзор горной гряды Караул-Оба, мыса Капчик и нависающих над ней скал, покрытых пушистыми судакскими соснами, стволы которых имеют причудливые формы. Заплывёшь в море и глазеешь во все стороны  - красота! Да и вниз можно посмотреть тоже с удовольствием – вода очень прозрачная.

В один из дней можно было наблюдать, как проходит фотосессия на фоне заповедной новосветской природы. Симпатичная девушка в купальнике позировала профессиональному фотографу, восседая на многих живописных деревьях, прямо как русалка. Ранним утром на пляже спокойно и не шумно. Но днём начинают приплывать  экскурсионные катера, и народа и шума прибавляется. Однако дольше, чем до часу – двух дня мы не задерживались, так как солнце жаркое давало себя знать жителям средних широт.

На второй день мы решили совершить восхождение на близко расположенную и сравнительно невысокую гору Орёл, в которой, кстати, расположен знаменитый завод шампанских вин, основанный ещё князем Голицыным. В горе вырыты тоннели, в которых выдерживается игристое трёхлетнее вино. Гора находится на территории заповедника, поэтому вход оказался платным, но мы не привыкли отступать и заплатили по 7 гривен. Дорожка к подножию горы вела через можжевеловый лес, подъём был достаточно пологим, главное было не споткнуться об корни деревьев и камни. В сторону же моря гора обрывается отвесными скалами. Взошли практически почти до верхней точки подъёма, дальше идти не стали, так как поднялся ветер. Посёлок отсюда был виден как на ладони, можно было рассматривать окрестные холмы, поросшие лесом, вдоль побережья виднелся Судак, мыс Меганом. На скале кое-где попадалась причудливая растительность, немного пофотографировал нас и окружающие красоты. Насмотревшись вокруг, решили спуститься вниз в сторону Капчика, который похож на динозавра, погрузившегося в море. Моя Лена испытывает к нему особенную любовь. Крымское солнце давало себя знать, и мы направились в сторону ущелья, ведущего на Царский пляж, чтобы погрузиться в освежающие воды моря. Дорога по ущелью очень живописна: громадные камни на склонах – следы землетрясения 1929 года, сосны, можжевельник, дуб, но совсем не такие как на равнине, а я бы сказал - сказочные.

Одной из желанных целей наших ежедневных путешествий была гряда живописных скал под названием Караул-Оба, которую мы штурмовали два раза, поскольку первое восхождение, вопреки нашему ожиданию, не завершилось вхождением в так называемый Рай. В этот день мы попали только в Ад. Такими библейскими названиями усеяно всё это красивое горное место. Постарались выйти из дома утром пораньше, пока не началась жара. Шли по туристической тропе, которая извивалась по склону горы, поросшему характерным для приморских гор лесом, там и сям над низкорослыми можжевельниками (с хвоей весьма колючей на ощупь) и дубами возвышались вершины узловатых закрученных сосен. Уже внизу позади остался Царский пляж, справа, поросшая деревьями гора уходила довольно круто вверх, а слева виднелись ущелья и склоны, резко обрывающиеся к морю, которое иногда синело между деревьями. При подходе к горе тропа резко пошла вверх, двигаться пришлось по камням, осыпям щебня и корням деревьев. Это уже была не равнинная тропинка, и усилия здесь пришлось применять совсем другие. Наверное, потому, что мы сосредоточились на преодолении затяжного подъёма в гору, пропустили поворот в сторону Рая и попали в Райскую долину, также поросшую можжевеловым лесом и выходящую на морское побережье, ведущее к посёлку Весёлое. Бросилось в глаза, что значительная часть можжевельника стояла засохшая и голая, очевидно погибла от морозов или вредителей.

Мы прошли по долине и обогнули гору, вошли через пролом в камнях на поляну, с которой можно было двигаться по нескольким ущельям в середину массива. Выбрали ближайшее, оно постепенно вело вниз к морю, заросло колючим кустарником. В одном месте можно было увидеть очень древнюю лестницу, вырубленную в скале, предназначение которой в наши дни уже понять было непросто, так как, очевидно, произошли обвалы, скрывшие остальные участки лестницы. В одном месте в скале зияло отверстие величиной с голову, из которого выходил холодный воздух и пахло морем. Однако дальнейший спуск вниз мы посчитали нецелесообразным, потому что он явно вёл куда-то вниз к морю и в Рай через него мы бы не попали. Стало ясно, что мы что-то позабыли за долгие годы, где-то промахнулись и путь в это почти легендарное место среди скал Караул-Обы сегодня найти будет трудно. Мы спустились ещё по одному ущелью, перед входом в которое было большими буквами написано Ад. Результат был таким же – ущелье уходило вниз к морю, спуск мы прекратили, когда стало ясно, что дальше может понадобиться альпинистское снаряжение, а это уже не наш туристский формат.

Мы вернулись в Райскую долину и продолжили поиск входа в Рай. Лене он запомнился в неком феерическом виде, как пролом между скалами, за которым открывалось редкое по красоте и спокойствию место, пели птички и растительность была живописна. В своих поисках мы углубились ещё в одно ущелье, что вело куда-то наверх, и вышли на вершину горы – это место носит название Ложе Адама. Издалека, пожалуй, похоже на что-то подобное. Отдохнув у скалы в тенёчке, полюбовавшись морскими далями, мы решили возвращаться  в сторону Царского пляжа, потому что уже начали перегреваться и были на грани теплового удара. Так что свидание с морской прохладой было необходимым условием нашего дальнейшего движения в сторону Нового Света. Спуск к морю занял меньшее время по сравнению с подъёмом, но всё равно это была не простая прогулка, а преодоление осыпей щебня и крутых мест. Дошли без происшествий, быстренько разоблачились и погрузились с облегчением в освежающие воды моря. Чувствовали себя людьми, сошедшими с гор, и теперь уже с водной глади разглядывали вершины, на которых недавно побывали. Было решено в ближайшие дни повторить восхождение с целью «обретения» Рая.

Через день мы также вышли раненько и прошли известной тропой к подножию Караул-Обы и при подъёме наверх уже не пропустили нужный поворот, который вывел на смотровую площадку, с которой открывался отличный обзор окрестностей Нового Света. Дальнейший путь по тропе вывел нас к так называемой «лестнице тавров», которую за последние годы ощутимо укрепили и подновили. Этой лестнице предшествовала «обезьянья тропа», здесь ступеньками служили корни деревьев, спуск по которым требовал определённой сноровки. Вообще необходимо отметить, что, отправляясь на прогулку в горы, стоит позаботиться о подходящей обуви и не идти на тропу в пляжных «чинклетах», что чревато травмами. Ну, вот мы и спустились в небольшую долину между скалами, которая и называется Рай. Справа она ограничена отвесной скалой с нанесённой на ней альпинистской разметкой, но скалолазов в этот день не наблюдалось. У подножия скалы имеется внушительных размеров отверстие, из которого на поверхность земли также выходит холодный воздух с запахом моря. Поляна обрамлена живописными рощицами можжевельника и сосен. Очень спокойное место, располагающее к отдыху и созерцанию. Проход через Рай сквозной с выходом на тропу, ведущую в Весёлое.

По обыкновению, разглядывая с водной глади Голубой бухты горные вершины, рядом с которыми мы недавно побывали, возникло предложение совершить восхождение на гору, находящуюся справа от Райской долины. Что и было сделано через некоторое время. Подъём был затяжной, мы как бы обходили гору справа, одновременно поднимаясь вверх. Тропа в этом направлении была в значительной степени менее исхожена, окружающая растительность более разнообразна и формы её, как мне представилось, были ещё более причудливы. Например, одна большая сосна имела совершенно плоскую вершину, как будто её срезало ножом. Повсеместно под ногами лежали большущие сосновые шишки, а уже увядшие травы были унизаны белыми продолговатыми раковинами неких сухопутных улиток. Моя спутница слабо роптала на трудный подъём, но всё-таки мы вышли на вершину горы, которая отдалённо напоминала стоянку древних людей. Посреди живописной поляны располагалось большое кострище. Позднее местный житель рассказал нам, что иногда тут в тёмное время суток собираются некие загадочные группы людей и жгут ритуальные костры, чуть ли не языческие. Местные предпочитают держаться подальше от таких ночных костров на этой вершине. Между тем гора была красива, с неё открывались прекрасные виды окрестностей. На запах наших груш, купленных на рынке для перекуса, даже прилетела вездесущая оса, а на пляже от них вообще нет спасенья, стоит только достать фрукты – слетается туча «полосатых мух», которые норовят таки залететь в рот. Иной раз укрытие приходится искать в спасительном море. Спускались с горы в сторону Царского пляжа уже более прямолинейно, и это тоже был путь не из простых, так как щебень уезжал из-под ног, а схватиться руками было особенно не за что. Эта возможность быстро спуститься к морю и быстро освежиться является большим плюсом для прогулок в районе гор Орёл и Караул-Оба. Наверное, по этой причине мы откладывали восхождение на гору Сокол, которая находится на большем расстоянии от Царского пляжа. Хотя, если пожертвовать этим чудесным пляжем и после восхождения на Сокол спуститься на городской пляж Нового Света, то освежиться, конечно, можно, но общее впечатление от пребывания у моря в городской черте не идёт ни в какое сравнение. Так что Соколом мы любовались только с веранды во время трапезы. Гора очень красивая, подъём на неё более продолжительный, но восхождение пришлось отложить на следующий раз.

А как необычно красивы горы Сокол и Орёл в ночное время. Идёшь по дорожкам Нового Света, а седые вершины гор нависают над посёлком, прямо светятся каким-то серебряным сиянием. Над морем висит луна, похожая на турецкий полумесяц, а горы излучают отражённый лунный свет.

Этот уголок Восточного Крыма своей красотой и древней историей притягивает к себе и хочется продолжить наше знакомство с этим чудесным местом.

Крым – Москва, август 2005 – июль 2006.

Дмитрий Овсянников
 



--> Жильё в Крыму <--